Дом для искусства Карелии [ 12.10.1930 ]

13.05.2020

 

▬▬▬▬▬▬▬▬
Сегодня открываются здание Художественного музея и Художественной школы

Школа -ценный памятник меценату Сету Сольбергу; музей создал город, государство и частные лица

Сегодня в культурной жизни Карелии знаменательный день. Выборгский Художественный музей открывает свои двери и становится достоянием города. Вместе с музеем сегодня откроется и Выборгская рисовальная школа «Друзей искусства», расположенная рядом со зданием музея. Для школы сегодняшний день - не только открытие нового здания, но и сорокалетний юбилей. Музы рисования и скульптуры теперь не будут в нашей губернии бездомными. Они получили для себя достойное место.

Теперь бастион Панцерлакс коронуют спокойные контуры группы монументальных зданий. Музей и школа здесь держат друг друга за руку. Поддерживая друг друга, они отныне образуют оплот изобразительного искусства Восточной Финляндии. 

Сегодня, когда все светятся искренней радостью, становится совершенно непонятно, каким образом Карелия так долго обходилась без культурных учреждений, подобных художественному музею. В этом отношении, как и во многих других, наш восточный уголок Финляндии находился в пеленках, по сравнению с более зажиточной западной частью страны. Теперь этот жгучий вопрос разрешен. Страстное и несгибаемое стремление к этой цели и все усилия не прошли даром. Все воззвания к сбору необходимых средств стучались не в глухую стену. В Выборге есть свой храм искусств.

Очень удачно совпало это воплощение длящегося ни одно десятилетие стремления с 40-летним юбилеем общества «Выборгские друзья искусства». Именно это общество было душой всех планов. Школа была основана в Выборге четыре десятилетия назад и все эти годы старалась получить свой дом. Из этого стремления вырос и Художественный музей.

По пути к цели

Чтобы подробнее рассказать о деталях этого двойного проекта, необходимо назвать два имени. Первое имя – Уно Ульберг – неутомимый подстрекатель. Еще 21 год назад он выполнил первые чертежи для будущей Выборгской рисовальной школы и музея. Но финансовые дела не дали тогда проекту осуществиться. Но Ульберг, для которого украшение и развитие родного города было делом его души и жизни, не отступился. Год за годом он рассылал свои предложения и делал проект за проектом.

Также надо отметить два события, произошедшие в 1917 году и повлиявшие на появление в городе храма искусства. Горный советник Сет Сольберг подарил на строительство здания школы не только участок земли, но и денежные средства, которые, на тот момент, на все сто процентов покрывали смету на строительство школы по проекту Ульберга. Практически в это же время другая группа выборжан пожертвовала на строительство школы и музея, в общей сложности, 160 тысяч марок.

Вскоре за этим последовало обесценивание денег и обстоятельства сложились так, что все планы необходимо было перенести. Несмотря на все события, общество «Друзья искусства» не отставило в угол это свое стремление и через несколько лет получило от города в безвозмездное пользование участок земли и один миллион марок на строительство музея, но с условием, что музей отойдет городу. После того, как министерство образования сочло возможным и утвердило использование на строительство средств из лотерейного фонда, и были получены дополнительные частные пожертвования, можно было считать, что весь бюджет на строительство музея и школы собран. Это произошло весной 1929 года. Бюджет на строительство здания школы был достаточен, поскольку средства, оставленные Сольбергом, были преумножены, в том числе и продажей участка, оставленного меценатом. 

В конце июня 1929 года начались строительные работы. Подряд был доверен известной местной строительной конторе АО «Строительные работы» и здания были выстроены к концу прошедшего лета.

Рукопожатие истории и современности

Художественный музей и рисовальная школа это связанный комплекс зданий, расположенных, на относящемся к Южному валу, бастионе Панцерлакс. На историческом основании архитектор Ульберг воздвиг современное по духу монументальное здание. И сегодня на историческом бастионе прошлое и современные век соединили свои руки в братском рукопожатии.

Самая современная достопримечательность Выборга

Но давайте ближе познакомимся с новой Выборгской достопримечательностью. С монастырской улицы к музею ведут гранитные ступени, окаймленные газонами. Поднимаясь по ним, мы минуем старый пороховой погреб – приветствие из прошлого. Но, поднявшись наверх, мы попадаем в атмосферу современности. Перед нами возвышается пара зданий с белыми стенами и прямыми линиями. Между этими зданиями находится террасный двор. Во двор ведет, со стороны города, праздничная арка с несколькими ступенями. На ее стенах укреплены таблички с именами людей, пожертвовавших средства на строительство. Через украшенный фонтаном двор мы попадаем на другую сторону комплекса зданий, которую окаймляют два ряда колонн, идущих по дуге. Отсюда открывается великолепный вид на порт и далее на весь Выборгский залив. Весь верх бастиона, на котором стоят здания, превращен в уютный парк, в который, со стороны Южного вала, ведет широкая дорога. 

По левую сторону двора расположено здание Художественного музея. В него мы попадаем через стеклянные двери в медном обрамлении. Войдя внутрь, мы оказываемся в лестничном вестибюле, где нас встречает бронзовая статуя Торккеля Кнутссона и огромное изваяние Петра Первого. Двери по обе стороны вестибюля ведут в выставочные залы, а широкая лестница ведет нас на средний и верхний этажи, где находятся маленькие выставочные помещения и большой зал. Большой зал имеет размеры 8Х28 метров. Спокойный и сдержанный цвет стен, ряд окон, находящихся под потолком, современные световые приборы – все это представляет из себя самые современные веяния времени. Есть здесь еще пять малых залов, кабинет интенданта, квартира вахтера и подсобные помещения. В планах на будущее – постройка еще одного большого зала размером 10Х15 метров.

Сейчас, как мы знаем, в музее открыта большая выставка. Когда она закончится, музей разместит у себя выставку общества «Выборгские друзья искусства». Будет представлено около 30-ти полотен, выполненных старым и новым поколением художников. В другой зал должны из Ратуши переехать ценные полотна, которые являются собственностью города. Другие помещения музея также примут разнообразные выставки.

Здание рисовальной школы состоит из пяти больших и двух малых рабочих залов, квартиры ректора, кабинета правления, библиотеки. Все здесь выглядит светлым, воздушным и рациональным. Свет в залы попадает из окон, расположенных в северной стене и равномерно распространяется по залам, стены которых обиты материей.

По экономическим причинам объем зданий пришлось немного уменьшить. Музейное здание со всем оборудованием стоило 1, 84 миллиона марок, а здание школы – 1,485 миллиона марок. За счет города была построена основная лестница, подъездная дорога и сад вокруг зданий.

Скажем, что от подрядчика, АО «Строительные работы», на стройплощадке работал строительный мастер Юръё Кетонен и его помощник Э. Видинг. Расчеты железобетонных работ производил инженер Кауппила. Трубопроводи и системы отопления устанавливала контора АО «Трубопроводные системы Хубер». Электрические работы производила «Инженерная и электрическая контора Восточной Финляндии» под руководством инженера В. Рааска. Малярные работы производил мастер-маляр Й. Меллайс; работы по ковке и меди – А. Пелконен; кровельные работы – братья Леппянен. Мебель и столярные работы производила столярная фабрика Тиенхаара. Стандартная мебель была поставлена Э. Килпия, шторы – «Suomen Persiennitehdas», а осветительные приборы – АО «Taito». Помощником архитектора Ульберга был господин Эро Лехикойнен.

«Что сказал создатель Художественного музея в момент открытия здания»

Мы встетились с создателем музея архитектором Ульбергом и, по- журналистски прямо, задали ему вопрос: «Что чувствуешь, когда видишь свой замысел воплощенным в камне, стали и стекле?»

- Я рад, сказал архитектор Ульберг, - что более чем двадцатилетние планы, наконец, осуществились и в нашем городе появился дом для искусства и его создателей. Для меня было очень приятно работать с руководством «Друзей искусства», моим старым другом Рюриком Линдквистом и подрядчиками. С удовольствием скажу, что город получил новую смотровую площадку, и что работа завершена. Я хочу отдать честь двум людям, двум друзьям искусства: горному советнику Сету Сольбергу и торговому советнику Фредрику Хакману.

Публикация подготовлена по материалам, предоставленным архивом ЛОГАВ. Перевод: Дмитрий Семенов.