Лоскутный импрессионизм

В «Арт-холле» открылась выставка пэчворка.

Год назад, также в январе, квилт- студия «Гатчина» приезжала в Выборг с выставкой своих работ. Роскошные панно, сшитые из разных лоскутков, смотрелись как целостные произведения искусства. И вот уже второй раз гатчинские мастерицы в гостях у галереи.

Как выразилась Наталья Юрданова, координатор проектов, казалось, что лучше, чем в прошлый раз, быть не может. Оказалось, - может.

…Заходя с белесой улицы в галерею, посетитель попадает в яркий, цветной, бушующий красками мир. Панно студии отличаются продуманностью композиции, определенной художественной концепцией. Это, в самом деле, живопись лоскутами, а не просто рукоделие. Наталья Косьянковская, руководитель «Гатчины», когда-то работала в Выборге, где и основала «Поющий лоскут», существующий до сих пор. Это одна из причин, по которой мастерицы из Гатчины долго едут (сопоставимо с путешествием с севера на юг Франции, по словам руководителя студии), чтобы показать себя, в Выборг. Вторая причина - в интересе выборжан к их работам.

Квилт-студия с 2008 года является организатором Всероссийского фестиваля лоскутного шитья. Наталья Юрданова отметила, что в прошлом году наибольшее количество народа побывало именно на гатчинской выставке. Они постоянные участники областных, всероссийских экспозиций, где часто «звучат» в призовых номинациях.

Наталья Косьянковская – единственный профессиональный художник объединения, учившаяся в «Мухинке» вместе с Сергеем Прушинским, бессменным организатором экспозиций в «Арт-холле». Остальные - любители. Но каждая мастерица вначале рисует эскиз полотна, а потом уже кропотливо собирает его по кусочкам. В этом – успех работ, то, что они выделяются на международных выставках.

Панно эмоционально притягательны для посетителей. И названия подчеркивают «картинность», а иногда и сюжетность произведения: «Как упоительны в России вечера» Натальи Косьянковской, «Русская Антлантида» Галины Пустовойт. «Русская Антлантида» выдержана в пастельных, неброских красках, но эффект производит сильный. Сдержанна в цвете и «Болгария» Ксении Томбак, напоминающая благородную фреску. «Вечерних окон негасимый свет» Евгении Бочиной ассоциируется с полотнами импрессионистов, передавая, как и в живописи, особое настроение взгляда из окна.

Как сказала Наталья Юрьевна, их ругают за плохую техничность. С точки зрения посетителей - все сделано необыкновенно аккуратно, и художественность искупает все. Панно «Просторы Калевалы» дает эпический пейзаж гор и озер северной страны. Пляжный этюд Ирины Гецман - брошенная шляпка на берегу моря какого-то туристического места, все полотно выдержано в единой розово-бордовой гамме, - передает другое впечатление, романтичное и ностальгическое.

Представлены пейзажи, натюрморты, например, цветистый, нарядный «Самовар с чашками» Евгении Бочиной. Есть панно, выполненные с техническими целями. В результате публика может любоваться обворожительными букетами, которые «составили» мастерицы. Это роскошные букеты Бочиной, Косьянковской, Ларисы Ларионовой, Татьяны Лонгвиновой. Коллективная черно-белая работа, составленная из квадратов, которые потом можно разобрать, - индивидуальное прочтение мастериц цветочной темы. Панно так и называется «Уроки цветоведения».

По словам Натальи Юрьевны, ей скучно на зарубежных выставках: там работы техничны, похожи одна на другую. Это абстрактные, бессюжетные полотна, не вызывающие эмоций у посетителей. И напротив - так привлекательны для публики эмоциональные, художественные российские работы.



Автор: Светлана Логинова

Газета: Выборгский ведомости, №4 / 2 февраля 2018, пятница