«России слава незабвенна… Отечественная война 1812 года»

Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог?

 

Но бог помог — стал ропот ниже,

И скоро силою вещей

Мы очутилися в Париже,

А русский царь главой царей.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 10 глава.

 

Выставка «России слава незабвенна… Отечественная война 1812 года».

 

Отечественная война 1812 года – одно из ключевых событий в истории России. Память о победе над Наполеоном чрезвычайно широко и многообразно отражена в русской литературе, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре. Для русской культуры XIX столетия эта тема является, бесспорно, одной из главных. Воинские подвиги на полях сражений, образы героев великого прошлого, память о павших стали основными направлениями в развитии национально-патриотической идеи.

Государственный Эрмитаж тесно связан с событиями 200-летней давности. Память о них воплощена не только в архитектуре Дворцовой площади, где Триумфальная арка Карло Росси перекликается с Александровской колонной Монферрана, но и продолжается в залах Зимнего дворца. В архитектурном убранстве Александровского, Пикетного, Гербового, Фельдмаршальского и других залов музея воплощена идея прославления русского оружия, прославившего себя на полях сражений с Наполеоновской армии. Особое место здесь принадлежит Военной галерее. 332 портрета военачальников русской армии, а так же портреты союзных монархов и полководцев, возглавлявших войска антинаполеоновской коалиции, превратили ее в подлинный Пантеон славы героев кампании 1812-1814 годов.

Одна из самых славных страниц российской истории нашла свое отражение в многочисленных произведениях изобразительного и прикладного искусства, созданных как современниками, так и художниками более позднего времени и хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа. На их основе и разворачивается рассказ о событиях начала XIX века. Более 200 экспонатов, в числе которых живописные произведения, рисунки и гравюры, а также вещественные памятники войны: наградные медали, ордена, предметы обмундирования и снаряжения русских войск, холодное и огнестрельное оружие, мемориальные предметы объединены в комплексная историческую экспозицию. Выставка рассказывает не только непосредственно о событиях Отечественной войны, в нее включены материалы, которые охватывают период от битвы при Аустерлице в 1805 г. до взятия Парижа в мае 1814 года. Отдельный раздел выставке посвящен сохранению памяти событий 1812 года в русской истории и культуре


Выставка "Пять символов счастья: благопожелания в китайском искусстве".

Выставка "Пять символов счастья: благопожелания в китайском искусстве"

1 апреля - 1 октября 2016 года

На выставки представлены 240 экспонатов из коллекций Отдела Востока Государственного Эрмитажа, большая часть из которых будет показана впервые. 

Выставка раскрывает удивительный символический образный язык Поднебесной. Все мотивы и изображения на предметах и графических работах носят благопожелательный характер и призваны привлечь в жизнь человека главные составляющие счастья. Гарантом его достижения служит приобретение пяти благословений – долголетия, богатства, успехов в карьере, рождения сыновей и мира.

Хронологически все предметы выполнены в период династии Цин (1644-1911) и первой половине XX века. Спектр материалов, представленных на выставке, разнообразен: благопожелательная символика проиллюстрирована на примере изделий из фарфора, метала, дерева, лака, кости, шелка и предметов, выполненных в технике перегородчатой и расписной эмали. 

В экспозицию вошли 70 образцов новогодней картины (няньхуа), из коллекции академика В.М.Алексеева, одной из лучших в мире. Яркие красочные картинки, напечатанные на бумаге в технике ксилографии, вывешивались в преддверии Нового Года в жилищах небогатых китайцев. Их содержание и надписи сулили исполнение пожеланий и счастье. 

Культура Китая отличается своей непрерывностью и традиционностью; система символов и образов складывалась в древности, и сохранилась практически до наших дней. Ко времени династии Цин (1644-1911) многие древние символы, имеющие глубокое многогранное значение, в народной среде приобрели упрощенный, благопожелательный смысл. В таком виде они бытуют и поныне. 

Самый простой способ пожелания счастья, добавивший к ряду китайских символов некоторые популярные мотивы, это непосредственное изображение предмета мечтаний. Например, пожелание рождения здоровых сыновей отражает фигурка или рисунок толстого улыбающегося мальчика.

Часть мотивов возникла благодаря яркому образному мышлению и наблюдательности китайского народа. Так, карп, преодолевающий речные пороги, сравнивается со студентом, стремящимся сдать экзамены для получения должности чиновника.

Один из важнейших способов формирования символического визуального ряда связан с особенностями китайского языка. Речь идет об омонимах – о созвучии в произношении разных иероглифов и понятий, о способе двойного толкования. Например, летучая мышь (фу), произносится так же как «счастье», а сорока (си) – как «радость». Соответственно изображение летучей мыши и сороки, следует воспринимать как пожелания счастья и радости. 
К выставке выпущен иллюстрированный каталог. Куратор выставки – Лидия Викторовна Поточкина, младший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Посмотреть виртуальный тур по выставке "Пять символов счастья: благопожелания в китайском искусстве"


Выставка "От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России"

ОТ НИКОЛАЯ I ДО НИКОЛАЯ II. ЭПОХА ИСТОРИЗМА В РОССИИ

18 сентября 2015г.- 18 марта 2016г.

В 1840-е годы известный русский критик Виссарион Белинский, внимательно наблюдавший за происходившими вокруг переменами, написал: «Век наш – по преимуществу исторический век...» Действительно, ориентация на культуру разных народов и периодов прошлого, охватившая всю Европу, стала главным «credo» художников, творивших в 1820-90-е годы. Это явление получило название «историзма» (по аналогии с «классицизмом», «романтизмом», «сентиментализмом») или «эпохи историзма». Еще в 1930-е годы в своей статье «Историзм. Попытка определить понятия» немецкий автор Вольфганг Гетц «предложил различать историзм как образ мыслей, а эклектизм как художественный метод». Этих позиций придерживаются и современные исследователи.

     В русле историзма наблюдалось параллельное развитие сразу нескольких «стилей» или «вкусов». Среди них особенным предпочтением пользовались «готический», «помпейский», «неогрек», «ренессанс», «рококо», «восточный», «русский», «византийский».  Эти термины, во многом условные, подразумевали определенный набор декоративных средств, в котором преобладали узнаваемые ориентиры (или прямые цитаты) из конкретного периода прошлого. Однако, несмотря на интернациональность рассматриваемого явления, в каждой стране сложилась своя школа изучения эпохи историзма и свои определения хронологических периодов ее развитии. Культурная среда в России, вливаясь в общеевропейский поток, несомненно, имела свои национальные отличия, обусловленные как особенностями социально-политической ситуации, так и личностями правящих монархов. Эпоха историзма охватила правления сразу четырех императоров: Николая I, Александра II, Александра III и первые годы царствования Николая II. Среди них самое большое влияние на формирование романтического восприятия истории оказал, несомненно, Николай I, взошедший на престол в 1825 г.

Одним из главных лейт-мотивов его правления стало увлечение культурой Средневековья, основу которой составляли понятия о чести, беззаветной преданности вассалов своему сюзерену, идиллическое поклонение недоступной прекрасной даме. Смысловые параллели напрашивались сами собой: во главе государства стояли храбрый «рыцарь Николай» и его «прекрасная дама» - императрица Александра Федоровна. С одной стороны - дисциплина, муштра, парады, а с другой – карусели, балы, маскарады.

Новые увлечения, сдерживаемые до поры волею Александра I, неизменного сторонника классики, буквально захлестнули культурную жизнь России.  Проекты новых построек еще только готовились претворять в жизнь, мастера-декораторы подбирали новые решения для убранства интерьеров, а завсегдатаи светских салонов уже щеголяли в нарядах, поражавших воображение. Рассказывая об одном из парадных обедов в богатом столичном доме, писатель М.Ю.Лермонтов, например, в своем романе «Княгиня Лиговская» (1828), отмечал: «в одежде этих людей, так чинно сидевших вокруг длинного стола, уставленного серебром и фарфором, так же как в их понятиях, были перемешаны все века. В одеждах их встречались глубочайшая древность с самой последней выдумкой парижской модистки…» Расширив спектр художественных приемов, романтизм как явление сыграл большую положительную роль, он облегчил переход от нормативности классицизма с его относительно узким ассортиментом конструктивно-декоративных приемов к освоению всего культурного наследия человечества. Наблюдаемый в это время  рост городов был обусловлен бурным развитием технического прогресса и созданием крупных производственных центров, что неизбежно влекло за собой увеличение гражданской застройки. Прозаической среде жилой застройки из однотипных доходных домов романтизм противопоставлял новые эстетические идеалы, украсив их фасады декором в разных «стилях».

К началу царствования Николая  II (1894) границы Петербурга заметно расширились, а его центральные улицы представляли собой удивительный конгломерат зданий, построенных в самых разных “стилях», украшенных узнаваемыми историческими реминисценциями. Образцами для подражания служили, конечно же, дома членов императорской фамилии и наиболее знатных горожан. Их композиционно-декоративные решения, задуманные ведущими зодчими с учетом самых последних технических новинок, представляли собой те «маяки» в городской среде, на которые равнялись рядовые застройщики.

Огромное значение имело восстановление главной резиденции царской семьи – Зимнего дворца, сгоревшего в 1837 г. Его барочный фасад Николай I решил воссоздать в прежнем виде, а вот оформление жилых интерьеров, порученное А.Брюллову, должно было отвечать всем требованиям современного комфорта. Для подданных русского государя дворец стал, по словам Гоголя,  своего рода наглядной энциклопедией «истинного вкуса и оригинальности». Еще одним важным событием, заметно повлиявшим на обогащение творческой палитры художников-декораторов, стало завершение в Москве Большого Кремлевского дворца  (1849). Кроме того, в эпоху историзма в Петербурге было возведено сразу несколько великокняжеских дворцов.

    Опыт изучения средневековых конструкций с их стрельчатыми арками, позволявшими перекрывать огромные пространства при минимальной толщине стен, не прошел даром. Эти знания пригодились при возведении архитектурных сооружений совершенно нового типа, таких, как вокзалы, выставочные павильоны, здания цирков, спортивных комплексов и т.д. Готическое наследие дало толчок свежим идеям, а технический прогресс, изобретение новых материалов (гальванопластика, бетон, железо) облегчили задачи строителям.

     Богатое разнообразие технических и художественных новинок, свидетелями которых стали люди XIX века, нашло яркое воплощение в таких событиях, как внутрироссийские выставки, первая из которых была организована в 1829 г. С этого времени различные выставки регулярно устраивались не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в других городах России. А в 1851 г. в Хрустальном дворце в Лондоне состоялось грандиозное событие - открытие первой Всемирной экспозиции достижений в области науки, техники, промышленности, искусства. Международные выставки вызывали огромный интерес, тысячи людей устремлялись новые экспозиции, причем, состав публики был самым разным. Здесь появлялось все больше деловых людей, присматривавших выгодные заказы, интересные изобретения, изделия художественной промышленности. Каждая из  выставок широко освещалась в печати, а также сопровождалась публикациями,  альбомами, каталогами, открытками.

     Подобные наглядные пособия в большом количестве поступали и в Россию. Здесь во многих городах развернулась целая индустрия изготовления «стильных» предметов из дерева, фарфора, бронзы, стекла, тканей и т.д. В острой конкурентной борьбе рождались новые устройства для механизации производства, а также использования вместо дорогостоящих материалов их более дешевых заменителей. Потребность в квалифицированных специалистах прикладных видов искусства привела к открытию таких крупных учебных заведений, существующих и поныне, как «Строгановское училище технического рисования» в Москве (1860) и «Центральное училище технического рисования» в Санкт-Петербурге (1876), организованного на средства барона А.Л.Штиглица. Большую роль в воспитании кадров профессиональных мастеров различных ремесел сыграло, например, в Санкт-Петербурге «Ремесленное училище цесаревича Николая» (1875), находившееся под покровительством царской семьи. Подобные учебные заведения в разных формах возникали по всей России.

К концу 1880-х годов такие крупные предприятия, как фабрика Ф.Мельцера, Ф.Тарасова, Н.Свирского, И.Платонова (бывшего крепостного) брали подряды на полное внутреннее оформление всего здания, включая паркетные полы, отделку потолков и стен, предметы мебели, осветительные приборы, обои и драпировки из тканей. Заказчику достаточно было указать «стиль» того или иного помещения, а остального «додумывали» дизайнеры фирмы.

Всеобщий интерес к истории, в том числе своего Отечества, особенно поощряемый русофилом Александром III (1881-1894), способствовал развитию просветительства в самых разных его формах. По всей стране наблюдалось распространение библиотек, частного коллекционирования, организации передвижных выставок, археологических экспедиций, различных обществ «поощрения художеств». Особыми событиями в жизни России стали открытия больших и малых, частных и государственных историко-художественных музеев. Эти события словно подвели черту под историческими и художественными поисками сразу нескольких поколений. 

Заместитель заведующего Отделом истории русской культуры, кандидат искусствоведния Н.Ю.Гусева
 

Посмотреть виртуальный тур  по выставке "От Николая I до Николая II. Эпоха историзма в России"


Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа

Натюрморт в искусстве Западной Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа
7 февраля - 8 сентября 2015 г.

Выставка посвящена одному из самых интересных жанров изобразительного искусства - натюрморту. На ней представлены   картины и предметы прикладного искусства, созданные  мастерами  Западной Европы в XVI - XIX веках.  В выставленных картинах   главное место принадлежит изображению объектов "живой" и "неживой" природы - цветов и плодов, дичи, рыбы, домашней утвари, профессиональных атрибутов и тому подобного. Все это - образцы старого европейского - "классического" натюрморта, основные типы которого оформились  в XVII столетии, когда молодой жанр европейского искусства переживал первый расцвет - свой "золотой век".

На выставке можно увидеть произведения мастеров ведущих художественных школ и центров Западной Европы  XVI - XIX веков, но  численно преобладают работы голландских и фламандских живописцев, явившихся  зачинателями  натюрморта как самостоятельной ветви станковой живописи. Творчество итальянских,  французских, немецких и английских художников  отражено в экспозиции лишь фрагментарно. В целом экспонаты выставки не столько дают возможность судить  о специфических чертах различных национальных школ или общем ходе эволюции  и отдельных этапах развития натюрморта, сколько  позволяют составить яркое представление о своеобразии жанра, его главных особенностях.

  Выставленные работы позволяют продемонстрировать многообразие  тем и мотивов, характеризующих старый европейский  натюрморт, и, вместе с тем, показать устойчивость его типов в европейском искусстве. Ведь включенные в состав выставки работы художников XVIII и XIX веков,  являются, по существу,  вариациями тематических и композиционных типов, сложившихся ранее -  в "золотой век" натюрморта.  Прежде всего, это – разнообразные настольные натюрморты. Здесь  «завтраки», «закуски»,  роскошные «десерты», а также ученый натюрморт «Vanitas» (суета сует).

XVI--XVII века - время бурного развития ботаники и появления во многих европейских странах ботанических садов. Живой интерес к достижениям науки и к новым для европейцев  сортам цветов, лишь недавно завезенным с других континентов, явился одним из побудительных стимулов к возникновению самого жанра цветочного натюрморта. На заре становления жанра цветочного натюрморта - на рубеже XVI--XVII веков - картины с изображением цветов могли служить своеобразной заменой реальным объектам, позволяя владельцам подобных картин  наслаждаться видом прекрасных цветов даже зимой. Впрочем, со временем и в цветочный натюрморт проникла  идея "vanitas", подсказанная скоротечностью  существования  самого цветка. А в гирляндах, обрамлявших разнообразные евангельские  сцены, представлявшие Христа, Мадонну или святых, цветы были наделены религиозным смыслом. Подобные произведения  обычно предназначались для украшения католических храмов.

В натюрмортах итальянских мастеров XVII века на первый план выступают декоративные качества. В отличие от произведений их североевропейских коллег, работы итальянцев, как правило, лишены какого-либо повествовательного аллегорического начала.  Растительный натюрморт был главенствующим типом натюрморта в итальянской живописи XVII столетия. Вещи, в узком смысле слова неодушевленные предметы, редко становились объектом внимания итальянских художников. Исключение составляли, пожалуй, только музыкальные инструменты и восточные ковры. Такие картины всегда отличались подчеркнуто декоративным характером. Декоративность являлась основной чертой композиций из рыб и морской фауны.

По своему характеру и назначению декоративными, в первую очередь, были и композиции с охотничьими трофеями, представлявшие самую позднюю по времени возникновения разновидность натюрморта в живописи Западной Европы XVII века.

 

                                                                  Хранитель отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа – Н.И. Грицай

 


Старинное оружие из собрания Государственного Эрмитажа

                     Старинное оружие из собрания Государственного Эрмитажа
                                                   23 мая 2014 - 25 января 2015 г.

Коллекция старинного оружия, хранящаяся в Государственном Эрмитаже, по праву считается одной из лучших в мире. Ее формирование началось еще в начале XIX века, когда юному великому князю Николаю Павловичу, будущему императору Николаю I была подарена трофейная турецкая сабля, ставшая первым экспонатом его личного собрания, которое быстро увеличивалось за счет многочисленных подарков, закупок и трофеев, которые с увлечением собирал юный цесаревич в Аничковом дворце. К 1834 году коллекция увеличилась настолько, что было решено переместить ее в специально построенное в виде средневекового замка здание в Царском Селе, получившее название «Арсенал». К 1850 году в Царскосельском арсенале насчитывалось уже более 5000 предметов старинного вооружения из стран Западной Европы и Востока. Значительное место занимали и образцы русского вооружения. Преемники Николая I продолжали интенсивно пополнять собрание, и в 1885—1856 годах по решению Александра III оно было перемещено в Эрмитаж, где в 1888 году была открыта первая экспозиция. После 1917 года в Эрмитаж начали поступать национализированные частные коллекции из дворцов, покинувших страну русских вельмож, а также из расформированных музеев. Сейчас коллекция старинного оружия насчитывает около 15 000 экспонатов и не перестает пополняться через Фондово-закупочную комиссию. Значительная часть этой коллекции, представленная на выставке, позволяет продемонстрировать посетителям этапы развития оружейного искусства и показать произведения, созданные трудом и талантом мастеров прошлого.

История оружия насчитывает многие тысячелетия. Еще на ранних стадиях развития человеческого общества оно всегда сопровождало человека, занимая исключительно важное место в его жизни, являясь предметом первой необходимости. Оружие служило не только средством защиты от врагов и добывания пищи, но и символом свободы и независимости владельца, предметом его гордости. На протяжении многих тысячелетий во время войн, в битвах с его помощью решали межгосударственные споры, оно помогало людям защищать свою землю и свою независимость, свои семьи, отстаивать честь женщины, свою любовь. От качества личного оружия и умения им владеть порой зависела человеческая жизнь. Поэтому как богатые и знатные, так и бедные простолюдины во все времена ценили его едва ли не выше любой другой своей собственности. Кроме того, оружие отражало высокое положение человека в обществе, а также символизировало могущество государства, и в этом случае оно требовало соответствующего декоративного оформления. Во время парадов, шествий, праздников оно украшало богатые одежды участников этих торжеств. Вот почему в изготовлении такого оружия принимали участие не только искусные ремесленники — кузнецы, механики, полировщики, которые отвечали за технические качества, но и художники-декораторы — чеканщики, резчики, граверы, ювелиры его украшавшие. Ассирийские и урартские цари, римские и византийские императоры, восточные владыки, западноевропейские короли и русские цари демонстрировали свое роскошное оружие во время шествий, официальных встреч с другими правителями, на охоте. Очень часто такое оружие входило в число дипломатических даров, тем самым способствуя установлению, как это ни парадоксально, дружеских отношений между государствами. А во время войн на первое место выходила другая сторона оружия — его техническое совершенство, функциональность, новизна, передовая оружейная мысль, которые зачастую решали не только исход отдельных сражений, но и весь результат войны, а иногда и судьбу государства. Очень хотелось бы, чтобы оружие скорее перестало бы исполнять свою основную функцию, и осталось лишь символом или музейным предметом. Выставка должна продемонстрировать симбиоз конструктивного развития и искусства, и художественное убранство оружия является в данном случае не менее важным аспектом, чем его технические характеристики.

Показать развитие оружия и оружейного искусства на протяжении многих столетий на богатом и разнообразном материале из фондов Эрмитажа, дать представление о его отличительных чертах, продемонстрировать многочисленные формы и виды оружия, рассказать о центрах производства и знаменитых мастерах его изготовлявших — таковы цели, определившие смысл и задачи этой экспозиции.

Боевое и охотничье, парадное и спортивное, экспериментальное и состоявшее на вооружении много десятилетий, дуэльное и турнирное — вот тот широкий спектр предметов оружейного искусства, который посетитель сможет увидеть на выставке. Оружие средневековых викингов, блестящие рыцарские доспехи, щиты и шлемы, знаменитые восточные клинки из булатной стали, отличавшиеся не только крепостью и гибкостью, но и красивым рисунком. Мечту многих любителей оружия — японскую катану («душу самурая») также можно увидеть на выставке.

Ятаганы, мощные арбалеты, первые фитильные ружья и мощные армейские винтовки конца XIX века, великолепные сабли, шпаги, и много других предметов вооружения. Географический диапазон, представленных на экспозиции предметов вооружения охватывает много стран.

Конечно, упор делается на ведущих производителей оружия. Таковыми в Европе были Германия, Италия, Франция, Испания, Голландия, Англия, Дания; среди восточных стран большое место отведено Турции и Ирану. Кроме того, на выставке можно будет ознакомиться с предметами вооружения из Индии и Японии, Средней Азии и Кавказа, Таиланда и Китая, а также из других азиатских регионов. Значительное место отводится показу русского оружия, изготовленного в крупнейших оружейных центрах нашей страны — В Москве, Туле, Златоусте, Санкт-Петербурге.

Хронологические рамки выставки в соответствии с исторически сложившимися рамками коллекции охватывают большой временной отрезок от IX и до конца XIX столетия.

Выставка знакомит посетителей с уникальными образцами оружия, в течение многих лет хранящихся в Эрмитаже. Ее экспонаты дают возможность оценить тот вклад, которые внесли оружейные мастера в развитие декоративно-прикладного искусства, а также продемонстрировать на лучших образцах их техническое совершенство и богатое художественное убранство. Эти предметы давно утратили свое практическое назначение, но их достоинства убедительно свидетельствуют о таланте и мастерстве оружейников прошлого.  

                                                    Куратор выставки Ю.Г. Ефимов, заведующий сектором оружия отдела   «Арсенал» Государственного Эрмитажа.

 

 

 


«Мир кочевников. Из археологических коллекций Государственного Эрмитажа»

«Мир кочевников.
    Из археологических коллекций Государственного Эрмитажа»
16 ноября 2013  - 11 мая 2014 

Так называемый степной пояс Евразии протянулся широкой полосой от Северного Китая на востоке, охватывая значительную часть Южной Сибири и Центральной Азии до Северного Причерноморья в европейской части. На протяжении тысячелетий на пространствах этого гигантского «степного коридора» расселялись племена кочевников, культурные особенности которых, отраженные в археологических находках, призвана показать выставка.

Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и разбита на тематические блоки, демонстрирующие особенности культуры различных регионов Европы и Азии от начала I  тыс. до н.э. до сложения тюркских каганатов на востоке и гуннского вторжения на западе. Экспонаты – древние предметы, поступившие в Эрмитаж как из археологических раскопок курганов и стоянок,  так и собранные коллекционерами еще в конце XIX – начале XX вв. Среди них есть известные на весь мир шедевры, неоднократно выставлявшиеся на различных выставках и постоянно экспонирующиеся в Эрмитаже; есть и скромные изделия, призванные показать одну из сторон жизни простого кочевника.

Открывается выставка залом культуры скифского времени, где соседствуют самые ранние памятники Европы и Центральной Азии. Скифское изваяние воина с тщательно проработанным горитом на поясе и ритоном в руке – экспонат, впервые представленный для обозрения, встречает посетителей выставки при входе в зал. Золотые и бронзовые изделия из «царских» погребальных мемориалов Тувы – знаменитых курганов Аржан-1 и Аржан-2 – выполненные в самобытном зверином стиле, дополняются каменными стелами и плитами с выбитыми на них рисунками. Великолепное бронзовое литье племен тагарской культуры Среднего Енисея и резные роговые предметы из могильника Аймырлыг свидетельствуют о подлинно народном характере искусства азиатских номадов, когда в зверином стиле украшались бытовые утилитарные изделия. Представленные на выставке находки из захоронений скифов Предкавказья и Северного Причерноморья демонстрируют ранний этап контактов кочевников и ближневосточных государств, о которых свидетельствуют некоторые парадные золотые предметы. Позднее скифы соседствовали с греческими колониями, откуда к ним поступало вино в амфорах и столовая посуда. Греческие мастера изготавливали для кочевников великолепные кубки, на которых мы можем увидеть изображения скифов. Один из таких сосудов демонстрируется на выставке. Небольшая экспозиция археологических находок из памятников Приуралья призвана показать общие и особенные черты кочевой культуры Европы и Азии на огромной территории Евразийской степи.

В следующем зале демонстрируется часть знаменитой на весь мир коллекции Эрмитажа, происходящих из раскопок пазырыкских курганов Алтая. Уникальные изделия, исполненные из дерева, войлока и кожи сохранились в ледяных линзах, образовавшихся в глубоких могилах знати, позволяют представить культуру номадов с редкостной для древности этнографической полнотой. Здесь же представлены золотые украшения и части поясных гарнитур из Сибирской коллекции Петра Первого – собрания, с которого началось музейное дело в России.

Тематический блок, связанный со следующей эпохой в развитии кочевой культуры Евразии и вызывающий не меньший интерес, представлен находками в хуннуских курганах Ноин-Улы. Особый интерес вызывают найденные там образцы полихромных тканей и войлоков с аппликациями, датированные рубежом новой эры. Европейские памятники представлены изделиями воинственных сарматов, сменивших скифов в причерноморских степях, в том числе украшения из кургана Хохлач, содержавшего богатейшее захоронение женщины-жрицы. Эпоха Великого переселения народов в середине I тыс. н.э. открывает новую страницу истории кочевых племен Евразии. Золотые изделия в так называемом полихромном стиле, бронзовые котлы особой формы, оружие и украшения сбруи коня представляют культуру европейских гуннов.

Последний зал выставки посвящен средневековым номадам. На востоке в это время на историческую арену выходят тюркские племена – предки многих современных народов. Каменные скульптуры воинов, наряду с другими предметами материальной культуры, происходят из разных мест Средней и Центральной Азии, демонстрируя распространение тюркского влияния на огромной территории. В прикладном искусстве этого времени окончательно утвердился орнаментализм, что можно увидеть на примере поясных гарнитур и украшений конской сбруи. Особая тема – тюркское руническое письмо, зафиксированное в основном на мемориальных стелах. На выставке представлена редкая находка руники на деревянной палочке из Киргизии. Европейские памятники этого периода демонстрируются на примере великолепного комплекса из Перещепино, который, по мнению исследователей, является захоронением известного по средневековым летописным текстам хана Куврата.

 


"Испанское искусство в собрании Государственного Эрмитажа"

                            "Испанское искусство в собрании Государственного Эрмитажа"

                                                           20 апреля 2013  - 28 октября 2013 

Эрмитажная коллекция старой испанской живописи считается наиболее многочисленной среди музейных коллекций за пределами Пиренейского полуострова. Она включает произведения интернациональной готики XV в., работы известных живописцев XVI в., картины школы Эскориала. Основную часть собрания составляют полотна художников XVII в., «золотого века» испанского искусства. В Эрмитаже хранятся шедевры всех прославленных живописцев – Эль Греко, Риберы, Сурбарана, Веласкеса, Мурильо. Вместе с тем, в состав коллекции вошли произведения мастеров, не принадлежащих к звездам первой величины.
    На выставке в Эрмитаж-Выборг, посвященной испанской живописи, представлены работы XVI – начала XVIII в., большинство из которых хранятся в фонде и экспонируется редко.

     У каждой из представленных на выставке картин своя история, свой путь, так же как и у их создателей. Например, знаменитая картина «Обрезании Христа» Луиса де Карвахаля (около 1556–1607). Уроженец Толедо, он побывал в 1577 г. в Риме, а по возвращении на родину, в 1579 году был приглашен ко двору для работы над художественным убранством монастыря-дворца Эскориал, месте зарождения новых прогрессивных тенденций. На Карвахаля сильное воздействие оказали итальянские художники, работавшие в Эскориале, , в частности, Федерико Цуккаро (1540/41–1609), который в 1585 году приехал с группой помощников по приглашению Филиппа II и прожил в Испании три года.

В Мадриде и Эскориале начинал свою деятельность Франсиско Рибальта (1565–1628). Он в семнадцать лет уже жил в Мадриде, где создавал свои полотна около двух десятилетий. Об этом периоде деятельности мастера почти ничего неизвестно. Поэтому особый интерес представляет эрмитажное полотно «Апостолы у гроба Христа», относящее ко времени пребывания Рибальты в Мадриде.

Одна из ведущих художественных школ Испании XVII века – севильская. Маленькая изящная картина «Встреча Марии и Елизаветы» Хуана дель Кастильо (ок. 1590 – ок. 1657), написанная в маньеристическом стиле, дает представление о живописной манере, предшествовавшей расцвету реализма. Величайший из испанских живописцев золотого века, Диего Веласкес (1599–1660) был непревзойденным колористом, свобода его кисти предвосхитила на два столетия импрессионизм. Выставленная картина «Мужская голова в профиль» – фрагмент утраченного полотна Веласкеса на сюжет застолья, одного из тех, которые художник создавал в юности.Так можно продолжать о каждом из живописцев: Франсиско де Сурбаран, Алонсо Кано, Педро Атанасио Боканегра, Бартоломе Эстебан Мурильо, Мигель де Тобар, Игнасио Ириарте, Хуан Карреньо де Миранда, Хосе Антолинес и т.д.

Значительное внимание посетителей привлечет коллекция оружия, которая будет выставлена наряду с полотнами знаменитых живописцев. Оружейное искусство Испании — яркое и самобытное явление в национальной культуре. Будучи ее неотъемлемой частью, оно имело, и долгое время сохраняло, свои традиции и характерные особенности.

На протяжении всей своей многовековой истории Испания принимала участие практически во всех европейских военных конфликтах, а также покоряла земли Нового света, что требовало развития оружейного дела. Веским доказательством того, насколько ценились изделия испанских мастеров означенного времени, служит тот факт, что они достойно представлены в крупнейших музейных и частных оружейных собраниях мира. Хронологически предметы вооружения, находящиеся в Арсенале Эрмитажа, расположены в основном между концом XV и концом XIX века. Таков и временной диапазон коллекции испанского оружия, в котором представлены практически все его виды, производимые в этой стране.

Выставка испанского искусства была бы не полной без ярких самобытных предметов, окру­жавших людей в их повседневной жизни. Если живописные полотна и скульптура создавались в основном для церквей и дворцов, то изделия ремесленников предназначались для гораздо более широкого круга заказчиков: они украшали и королевские покои, и интерьеры замков, и дома зажиточных горожан, и жилища крестьян. В формах и декоре этих предметов нашли отражение культурные традиции различных слоев испанского общества. Эрмитаж обладает одной из лучших коллекций прикладного искусства Испании за ее пределами. На выставке представлены наиболее характерные предметы XIV—XIX веков, выполненные испанскими мастерами: резная кость, бронза, мебель, декорированная тисненой кожей, керамика, расписанная металлическим люстром, стекло, ткани и вышивки. Разные периоды в жизни страны отмечены расцветом тех или иных ремесел, наиболее отвечавших потребностям общества.

Богатсво семей демонстрировалось в гостиной, предназначенной для приемов. Они были обставлены тяжелыми сундуками из резного дерева, кабинетами с выдвижными ящичками, буфетами и этажерками, на которых стояла дорогая посуда, стены были украшены картинами. Мебель из дорогих пород дерева украшалась инкрустацией и накладками из серебра, перламутра, кости. От более ранних периодов сохраняется обычай декорировать мебель накладками из кованого железа, под которые подкладывали красный бархат или сукно.

Монополией испанских мастеров долгое время была выработка кожаных обоев и обивок для мебели. Тисненой кожей обтягивались стулья, кресла, сундуки, причем обивка прикреплялась медными гвоздями с большими шляпками, выполнявшими декоративную роль. Обои украшались тисненым рельефным узором, составленным из крупных цветов и листьев, расписанных и позолоченных, нередко изображались арабески, вазы, путти, экзотические птицы и гербы. Украшением интерьера испанского богатого дома служили и керамические сосуды, расписанные люстром и обладавшие сверкающим металлическим отблеском — так называемая испано­мавританская керамика. Цвет люстра бывает чрезвычайно разнообразным — то светлый, бледно-зеленый, то темный, напоминающий бронзу, то зеленоватый или синеватый.

Традиционной отраслью Испании всегда было стеклоделие, по своей экономической значимости опережая даже керамическое производство. Вплоть до начала XIX века славились толстостенные стеклянные сосуды Андалусии. Ассортимент андалузских изделий отличался удивительным разнообразием: многоручные вазы в мавританском стиле, сосуды для воды и вина, ароматники, бутыли и фляги, подсвечники, солонки и просто игрушки. Все они обильно украшались фестонами, налепами в виде цветов, геометрическим орнаментом, цепочками.

Славились своим изяществом предметы в технике знаменитой венецианской филиграни, вышедшие из мастерских столицы Каталонии Барселоны. Тонкие, переплетенные между собой нити молочного стекла украшали различные изделия, в том числе характерных именно для Испании форм: кантиры и порро, использовавшиеся для воды и вина.

Испанское прикладное искусство — яркая страница в истории культуры Европы. Его развитие проходило, с одной стороны, в едином художественном направлении с другими странами — Францией, Италией, Нидерландами. С другой стороны, тесное соприкосновение в течение столетий с арабской культурой способствовало появлению уникального сочетания западных и восточных традиций в работах иберийских мастеров.

                       Куратор выставки - Савватеев Святослав Константинович, хранитель отдела западноевропейского искусства.


"Последний российский император. Семья и двор Николая II на рубеже XIX - XX веков"

 «Последний российский император. Семья и Двор Николая II на рубеже XIXXX веков"
                                                                    26 октября 2012  – 07 апреля 2013


    В ВЦ «Эрмитаж-Выборг» открыта выставка «Последний российский император. Семья и Двор Николая II на рубеже эпох», на которой представлено 285 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, охватывающих период от 1870-х гг. до крушения Российской империи в 1917 году. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и знакомит посетителей с подробностями жизни Николая II и его семьи на материале, включающем мемориальные вещи, из собраний Зимнего, Аничкова, Александровского, Ново-Михайловского, Юсуповского дворцов, из собраний частных коллекционеров конца XIX - начала XX веков, а также новые поступления Государственного Эрмитажа.
    Целый ряд предметов впервые участвуют в музейном показе. К таковым относятся недавно приобретенные Государственным Эрмитажем изящные аксессуары, подчеркивающие роскошь и красоту русского Двора: серебряный несессер с эмалью серо-голубого цвета, декорированный сапфирами в золотых оправах, а также сигаретница и баночка бирюзовой эмали. Впервые экспонируются рисунки художников А.А. Парланда и И.А. Шарлеманя с изображением императорских коронационных регалий и военных сцен времен Первой мировой войны. Немалый интерес представляют никогда ранее не участвовавшие в выставках тканые портреты их императорских величеств Николая Александровича и Александры Федоровны, а также предметы из гардероба царских детей.
     Выставка открывается экспозицией, посвященной периоду из жизни Николая II до его восшествия на трон. Особое внимание уделено роли отца и матери наследника престола – императору Александру III и императрице Марии Федоровне – в становлении личности будущего императора, формировании его политических и религиозно-этических взглядов. На выставке представлены парадная и повседневная форма камер-казаков императрицы Марии Федоровны А. А. Кудинова и Т. К. Ящика.
    Особое место на выставке отводится описанию церемоний бракосочетания и коронации Николая II и Александры Федоровны. В условиях самодержавного строя особое значение придавалось коронации, которая через миропомазание символизировала религиозное вступление во власть императора. К коронации были изготовлены разнообразные сувениры в виде стаканов, стоп, кружек, платков, раздававшиеся всем участникам торжеств. Изготовленные на Прохоровской,  Трехгорной и Даниловской мануфактурах платки с изображением их императорских величеств и государственной символики, впервые экспонируются на выставке.
     Второй раздел выставки показывает взаимоотношения между представителями разных поколений Дома Романовых. Частная жизнь царской семьи, проживавшей с 1905 года в Александровском дворце в Царском Селе, протекала в строгой простоте. Поражает своей скромностью гардероб царских дочерей, носивших преимущественно белые платья. Не было у царских детей и дорогих игрушек – имелись обычные плюшевые зверюшки и куклы, которые переходили от одного ребенка к другому. Предметы из гардероба царских детей, представленные на выставке, служат иллюстрацией скромного образа жизни царской семьи, отличавшейся особой религиозностью и тяготевшей к евангельской простоте в быту.
     Экспонируемые на выставке иконы, в частности «Святой Серафим Саровский», демонстрируют особое значение религии в жизни последнего императора и его супруги. Серафим Саровский был одним из наиболее почитаемых в царской семье святых, икона с его изображением висела в кабинете Николая II.
    Несмотря на стремление избегать публичности, Николай II принимал участие в дипломатических, военных, придворных, культурных, религиозных и иных церемониях, о чем свидетельствуют экспонаты третьего раздела выставки. В память об Александре III в 1895 году в Санкт-Петербурге был основан Русский музей императора Александра III. Это событие было увековечено художником К. О. Брожем, чей рисунок экспонируется на выставке. Дядя императора великий князь Владимир Александрович в течение многих лет был президентом Императорской академии художеств. Портрет Владимира Александровича также представлен на выставке. Начавшиеся в 1907 году по инициативе искусствоведа С. П. Дягилева и при деятельной поддержке Дома Романовых ежегодные Русские сезоны в Париже пропагандировали и прославили русское театральное, музыкальное, оперное и балетное искусство на весь мир. Впервые экспонирующиеся на выставке листы из созданного братьями Н. Г. и С. Г. Легатами альбома посвящены выдающимся артистам балета, дирижерам и композиторам.
    В 1903 году в Зимнем дворце состоялся костюмированный бал, участники которого должны были явиться в маскарадных костюмах эпохи допетровской Руси. Император и императрица в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны вызвали всеобщее восхищение. В 1904 году по желанию Александры Федоровны в благотворительных целях был выпущен «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержащий гелиогравюры и фототипии. На выставке представлены как фототипии с изображением представителей Дома Романовых в маскарадных костюмах, так и поражающие своей красотой костюмы участников бала.
    Немалое место в жизни последнего императора занимала охота. Николай II был хорошим стрелком и фиксировал в своем дневнике количество убитой во время охоты дичи. На выставке экспонируются сцены императорской охоты, зарисованные художником Р. Ф. Френцем.
    Особое место занимает комплекс предметов, демонстрирующих роскошь и богатство русского Двора: подносные блюда, изящные аксессуары, фигурки животных и насекомых, выполненные мастером фирмы К. Фаберже Г. Вигстремом, а также И. С. Брицыным, И. Ф. Ольсониусом – известнейшими ювелирами рубежа XIX и XX веков.
   Четвертый раздел выставки посвящен трагическим годам правления Николая II. На выставке представлены произведения графики, иллюстрирующие события Русско-японской и Первой мировой войн. На выставке экспонируются военные мундиры, принадлежавшие Николаю II и его сыну, а также знамена.
   Представленный портрет Г. Е. Распутина призван показать близость старца к царской семье, его неоднозначное влияние на Александру Федоровну и помощь в облегчении страданий цесаревича Алексея.
   Завершают выставку фотографии интерьеров личных покоев царской семьи, сделанные до и после штурма Зимнего дворца в 1917 году. Запечатленные на фотографиях беспорядок и хаос, царившие в комнатах царя и царицы после штурма 1917 года, являются своеобразным символом крушения империи, завершения блистательной имперской эры истории Российского государства.
   Экспозиция «Последний российский император. Семья и Двор Николая II на рубеже эпох» призвана показать жизненный путь последнего российского самодержца – как правителя крупнейшего в мире государства, так и в фокусе его отношений с семьей, представителями Дома Романовых и Двором. Данная экспозиция является частью целого комплекса культурных мероприятий, посвященных 400-летнему юбилею Дома Романовых, который будет широко отмечаться в России.

                              Ирина Михайловна Захарова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

 


"Два века французской элегантности. Декоративное искусство XVII - XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа"

"Два века французской элегантности. Декоративное искусство Франции VII - XVIII веков из собрания Государствееного Эрмитажа"
                                                                     10 апреля 2012  - 11 октября 2012

        10 апреля 2012 г. в центре "Эрмитаж - Выборг" открылась выставка "Два века французской элегантности. Декоративное искусство XVII-XVIII веков" В залах музея можно будет увидеть великолепные образцы мебели, шпалер, вышивки, серебра, ювелирного искусства, керамики. Все эти предметы дают представление о богатстве и роскоши французского двора в период расцвета всех художественных производств и позволяют показать основные этапы становления и развития французского прикладного искусства 17-18 вв., которое оказало влияние на развитие этого вида художественных ремесел всех европейских стран и в частности России.
      К середине ХVII века во Франции складывается особый стиль, в котором органично сочетаются черты господствовавшего в Европе барокко с элементами классицизма.
     -  и его принято называть «Большим стилем» или «Стилем Людовика 14».
      Версальский дворцовый быт с его приемами и балами определил роль декора интерьера. Для предметов этого периода характерна монументальность объемов, обобщенность контуров и пышность украшений. На выставке  этот период будет представлен  образцами мебели в технике Буль и великолепной работы кабинетом черного дерева, за створками которого находится ниша в виде перспективного зала.
       Кроме того создать атмосферу версальских интерьеров  ХVII столетия помогут шпалеры, вышивки, кружева, предметы из керамики. Традиционные французские производства проиллюстрируют лиможские эмали и резьба по кости. Однако в ХVII столетии они утрачивают свою специфику, подчиняясь требованиям нового времени. 
        ХVII столетие – это не только галантные празднества, но и военные действия, поэтому трудно представить это столетие без гвардейцев и мушкетеров с их дуэлями и рыцарскими поединками. Оружие, как и многие другие предметы этого столетия, украшалось соответственно моде, некоторые образцы вооружения также вошли в состав нашей выставки.
        Следующим разделом  экспозиции станет искусство ХVIII столетия, которое  можно считать временем торжества французского декоративного искусства. Этот период характеризуется двумя стилистическими направлениями – рококо и неоклассицизмом во второй половине века. В начале века парадные залы Версаля уступили место парижским особнякам – небольшим дворцам, оформленным в новом вкусе. Основным элементом украшения стала форма раковины, что и дало название стилю рококо. Именно в художественных ремеслах лучше и ярче всего выявились основные особенности рафинированного стиля рококо с его стремлением к элегантности и утонченности.      
        Предметы меблировки были призваны отвечать всем желаниям людей ХVIII века. Всевозможные столики, секретеры, бюро во множестве загромождали салоны. Мебель свободно расставлялась в пространстве, образуя уголки для бесед, шитья, чаепития, музицирования. К особо распространенным типам  мебели относятся комоды, которые нашли достойное место в украшении французских интерьеров. Само название комод (commode - удобный) свидетельствует о том, что эта мебель была удобной в использовании. В оформлении этих вещей почти не осталось прямых линий  и преобладали динамичные очертания. Мастера нарочно стремились скрыть конструкции, создавая единый орнаментальный организм в обрамлении из бронзового декора.
       Мастера бронзы создали разнообразные бра, футляры часов, активно вводя в их декор рокайли, с-образные завитки, трельяжный орнамент. Извилистым линиям рококо соответствовал утонченный характер костюмов. Силуэты как женской, так и мужской одежды были легкими и женственными. А сами дамы напоминали изящные фарфоровые статуэтки. В залах ХVIII века будет показано, специально отреставрированное для выставки,  платье со складкой Ватто. Предметы  ювелирного искусства -  разнообразные подвески, кольца, броши, серьги, несессеры,  карне, игольники, флаконы, созданные из золота, серебра, драгоценных и полудрагоценных камней.  Новый материал ХVIII столетия  - фарфор - будет показан на двух накрытых столах. Сервировка столов этого времени имела четко определенные правила. Были установлены строгие законы расположения посуды, определялось и соблюдалось расстояние между тарелками, при этом учитывалась мода - для дам тарелки расставлялись на большее расстояние друг от друга. Из фарфора создавались целые сервизы и отдельные предметы. Интенсивному развитию фарфорового производства во Франции во многом способствовало покровительство Севрской мануфактуре фаворитки короля Людовика ХV мадам Помпадур. Даже возникло название одного из вариантов окраски фарфора – цвет «помпадур». Это интенсивно розовый цвет фона изделий. Использовали и другие – синий – королевский, зеленый, иногда фон покрывали узором. При этом живописные композиции, как правило, располагались в резервах.
        Во второй половине XVIII века на смену стилю рококо приходит неоклассицизм, источником вдохновения которого была античность. Просвещение, с его стремлением к простоте, ясности и любви к природе оказало влияние и создало почву для сложения нового направления в прикладном искусстве. Изломанным формам рококо были противопоставлены прямые линии. В декоре  мебели теперь акцент делался на изысканном сочетании бронзы с излюбленной тогда фанеровкой красным деревом. Лучшие бронзовщики сотрудничали с мебельщиками и одновременно создавали самостоятельные произведения декоративной бронзы. Изменения форм и декора предметов на выставке мы сможем продемонстрировать во всех видах прикладного искусства. У французских серебряников заказываются  сервизы. Шпалеры вновь активно вводились в украшение стен интерьеров. Правда, теперь шпалеры все больше напоминали тканые картины. Античные боги и богини стали героями вышитых панно для обивок мебели, а строгие ритмичные гирлянды украшали ткани. А еще в Севре наладили производство фарфоровой пластики – небольших скульптурок, которые делали из неглазурованной массы – бисквита, по моделям лучших художников ХVIII столетия, таких как Буазо и Фальконе. Французский неоклассицизм заканчивается с падением французской монархии, ему на смену придет новый стиль – Ампир, но многие достижения предшествующего периода будут служить источником вдохновения для мастеров прикладного искусства.
        Эрмитажное собрание предметов художественного творчества отличается большим разнообразием и считается одним из лучших в мире за пределами самой Франции, в чем смогут убедиться  посетители нашей выставки. Уровень нашей коллекции во многом определялся тесными взаимоотношениями России и Франции в 18 столетии. Среди предметов, представленных на выставке, есть вещи, ранее принадлежавшие царской семье, а также образцы из национализированных частных собраний русской знати, таких как, Строгановы, Шереметьевы, Горчаковы. После революции эрмитажная коллекция пополнилась вещами из музея прикладного искусства, созданного в последней четверти Х1Х века при Центральном училище технического рисования барона Штиглица.
       Следует подчеркнуть, что в основном все вещи, представленные на выставке, нельзя увидеть в залах Эрмитажа – это предметы, которые хранятся в фондах музея. Выставка в Выборге дает возможность продемонстрировать богатство эрмитажных коллекций и одновременно показать самый значительный период развития художественных ремесел во Франции. 
       Два века французской элегантности  -  ХVII и ХVIII столетия – сделали Францию ведущей страной, задававшей тон в развитии моды и на долгое время ставшей законодательницей вкуса в Европе.  Современные посетители выставки смогут убедиться в этом и по -  новому взглянуть на окружающую их действительность.

                                                                 Заведующая отделом  Западно – Европейского искуссва, Кандидат искусствоведения  Т.Раппе

 

 


Итальянская живопись и скульптура эпохи барокко в собрании Эрмитажа

     ИТАЛЬЯНСКАЯ ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ БАРОККО В СОБРАНИИ ЭРМИТАЖА 30 сентября 2011  - 25 марта 2012   30 сентября 2011 г. в Центре «Эрмитаж – Выборг» открылась выставка «Итальянская живопись и скульптура эпохи барокко в собрании Государственного Эрмитажа», представляющая 25 картин и 34 скульптуры из собрания музея, многие из которых экспонируются впервые. Памятники живописи и образцы пластики, созданные в Италии с начала XVII по середину XVIII века, демонстрируют многообразие и противоречивость «эпохи барокко». Воплощением стиля барокко признаны подлинно новаторские творения скульптора Джан Лоренцо Бернини и живописца Микеланджело Меризи да Караваджо. На выставке показаны как последователи римских гениев, так и представители других школ и направлений этого периода.    Коллекция итальянской живописи XVII века в Эрмитаже - одна из самых значительных за пределами Аппенинского полуострова – включает произведения всех существовавших в то время в Италии художественных школ: римской, болонской, флорентийской, венецианской. В Риме принципы Караваджо развивал Антиведуто Грамматика, о чем свидетельствует полотно «Мария Магдалина у гроба воскресшего Христа». Другим караваджистом, творившим в Неаполе, является представленный на выставке Фабрицио Сантафеде (картина «Обручение Святой Екатерины»).   Римские художники второй половины XVII века, Джованни Франческо Романелли, Пьер Франческо Мола, Карло Маратти, отказываются от эмоционального, зрелищного языка барокко в пользу четких и строгих норм классицизма. В работе Маратти «Мадонна с книгой» свобода живописи, свойственная барокко, соединена с ясной и продуманной концепцией, принципиальной для ведущего в следующем XVIII веке стиля неоклассицизм.  В Болонье под руководством братьев Караччи возникло академическое направление в живописи, ставшее системой европейского художественного образования, где особое внимание уделялось рисунку, композиции, анатомии, изучению античного наследия. На выставке можно увидеть работы центральных мастеров болонского академизма: Гвидо Рени, Гверчино (Джовани Франческо Барьери), Маркантонио Франческини, Пьетро да Кортона.     Во Флоренции в середине XVII века наиболее значительными художниками были академист Франческо Фурини и мастер религиозной живописи Карло Дольчи. Неаполитанская школа, снискавшая европейскую славу в XVII веке, представлена эскизом к монументальной росписи Луки Джордано и типичной барочной живописью Франческо Солимены. Одним из первых художников генуэзской школы, с произведениями которого познакомилась Россия еще при жизни мастера, был Алессандро Маньяско. Мотив его работы «Привал бандитов» близок голландской и фламандской живописи XVII века, под влиянием которой генуэзское искусство достигло расцвета. Из эрмитажной коллекции Бернини экспонируются два разных по законченности произведения. «Тритоны, держащие дельфинов» является одним из ранних эскизов (боццетто) для фонтанной группы, предназначавшейся для украшения площади Навона в Риме. Несмотря на беглый характер проработки форм, в скульптуре проявилась специфика творчества Бернини: мастерски передано и напряжение мышц, и неудобство поз, и даже усилие, с которым тритоны преодолевают сопротивление вырывающихся из рук дельфинов. В образе «Блаженной Людовика Альбертони» экспрессивно и в то же время изысканно соединены два состояния монахини: предсмертное страдание и религиозный экстаз. Высочайшие художественные достоинства произведения Бернини особенно заметны в сравнении с репликой статуи, выполненной одним из учеников.  Особенно интересны терракотовые модели портретных бюстов, созданные единственным соперником Бернини - Алессандро Альгарди. Предназначенные для перевода в мрамор, они сохраняют мягкость и непосредственность, возникающие при работе с натуры. После смерти Бернини ведущим скульптором в Риме конца XVII века считался Доменико Гвидо. На выставке демонстрируются две фигурки рабов его авторства, служившие моделями статуй для надгробия гроссмейстера Мальтийского ордены Николы Котонера. Обе фигуры выразительны по пластике и хорошо прорисованы в деталях. Продолжателем традиций Бернини в начале XVIII века стал француз Пьер Легро. Его статуэтка «Святой Франциск Ксаверий», модель к статуе в церкви Сант Апполинаре, трактована легко и свободно, при этом лишена экзальтации: в распахнутых руках святой должен был держать распятие.   Помимо основной группы мастеров из «вечного города», диктовавшего моду в процессе развития скульптуры барокко, в выставке участвуют произведения выходцев из Флоренции и Венеции. Примером флорентийской школы пластики являются бронзовые скульптуры Джованни Баттиста Фоджини и Джузеппе Пьямонтини. Стоит обратить внимание на золотистую патину, украшающую статуэтку Пьямонтини «Фавн с козленком»: она характерна именно для Флоренции. В Венеции «новую римскую манеру» открыл фламандский скульптор Джусто Ле Курт, знакомый с высоким стилем Бернини. Произведения венецианских скульпторов Орацио Маринали и Франческо Бертоса могут служить примерами первых произведений итальянской скульптуры, привезенных для Петра I с 1716 по 1722 гг.Произведения венецианской школы, созданные в мраморе, как и все работы в терракоте, происходят из собрания аббата Филиппо Фарсетти, который, помимо традиционных слепков с античной пластики и мастеров недавнего прошлого (Микеланджело, Бернини, Альгарди, Рускони, Легро), стал впервые коллекционировать модели и боццетти мастеров XVII и XVIII веков. Музей Фарсетти, открытый для публики в старинном Палаццо на берегу Канале Гранде, посетил будущий император Павел I впоследствии приобретший уникальное собрание скульптуры для Академии художеств. В 1919 году большая часть моделей мастеров нового времени была передана в Эрмитаж, с тех пор единственный конкурент Эрмитажа по богатству коллекции такого рода - собрание Музея Палаццо Венеция в Риме.  Кураторы выставки – Сергей Олегович Андросов, доктор искусствоведения, заведующий Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, и Татьяна Борисовна Бушмина, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Эрмитажа.