Основная выставка

От неоклассицизма до импрессионизма. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа

С 12 октября 2019 года начинает работу выставка «От неоклассицизма до импрессионизма. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа». Экспозиция представляет собой многогранное повествование об эрмитажной коллекции французской живописи и скульптуры.

Французская живопись первой половины и середины XIX века – одна из интереснейших коллекций Эрмитажа. Она охватывает период от неоклассицизма школы Жака-Луи Давида, возникшего в конце XVIII века, до салонно-академической живописи второй полови­ны XIX века, которая существовала параллельно с импрессионизмом. В настоящее время собрание Эрмитажа насчитывает пятьсот картин, тридцать восемь из которых будут экспонироваться в Выборге. Вместе с ними представлены тридцать шесть произведений из бронзы, мрамора и терракоты: они дают возможность оценить многообразие коллекции Эрмитажа и знакомят с основными стилями, течениями и жанрами французской скульптуры XIX века.

Выставка познакомит зрителей с собирательской деятельностью русских императоров XIX века, в частности императора Александра I. В каталоге его коллекции фигурировали помимо прочих такие мастера, как Дроллинг, Тоне, Де Марн, и их работы представлены на экспозиции в центре «Эрмитаж-Выборг».

Выставочное пространство включает в себя четыре тематических раздела, которые объединяют живописные и скульптурные произведения. Экспозиционная логика движется от эпохи Просвещения ко второй половине XIX века. Выставка отличается разнообразием представленных жанров и направлений. Зрители увидят живописные и скульптурные портреты, работы в анималистическом и бытовом жанре, пейзажи и исторические сцены и смогут пронаблюдать, как эти сюжеты преломляются в эпоху неоклассицизма, романтизма, реализма и импрессионизма.

Самые ранние произведения, которые демонстрируются на выставке, – это картины, созданные в век Просвещения и во время французской революции 1789 – 1799 гг. К ним относятся портреты просветителей, знаменитого философа Жан-Жака Руссо и выдающегося учёного, натуралиста и естествоиспытателя, графа Жоржа Луи Леклерка Бюффона. Обе картины были созданы в 1790 г. в мастерской великого живописца Жака-Луи Давида.

Возможно, именно Давид изображен на картине «Аллегория французской революции» (около 1795 г.), экспонирующейся на данной выставке. Но бесспорно, что на полотне «Аллегория», приписываемом Никола-Антуану Тоне, представлены Марат и Робеспьер, известные персонажи эпохи французской революции. Хотя картина была создана в иносказательной форме, в ней художнику удалось выразить явное осуждение кровавого террора, проводимого Маратом, Робеспьером и их соратниками.

Революционные и военные сюжеты сменяются романтическими. Значительную часть этого раздела составляют полотна, созданные по мотивам произведений Самюэля Ричардсона, Мэттью Грегори Льюиса и Вальтера Скотта. Для французской живописи эпохи романтизма свойственен интерес к английской литературе, особенно к романам последнего. Представленное на выставке произведение Ари Шеффера «Оплакивание молодого рыбака» (по роману Вальтера Скотта «Антиквар») выставлялось в Салоне 1824 года, в котором были представлены многие полотна, важные для живописи периода романтизма. Литературная тематика отражается и в скульптурных портретах английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона работы Альбера-Эрнеста Каррье-Беллеза.

Сосуществование скульптуры и живописи особенно ярко проявляется разделе, посвящённом искусству второй половины XIX века. Реалистические и импрессионистские полотна, в том числе две картины Пьера Огюста Ренуара соседствуют со скульптурами Огюста Родена. Творчество прославленного скульптора невозможно вместить в рамки какого-либо одного стиля или направления – реализма, импрессионизма, экспрессионизма. Оно завершает XIX век и открывает новые горизонты искусства последующего времени.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «От неоклассицизма до импрессионизма. Французская живопись и скульптура XIX века из собрания Эрмитажа», который можно приобрести в киоске выставочного центра.

Кураторы выставки и авторы вступительной статьи к каталогу:  кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Александр Алексеевич Бабин,  кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Елена Ивановна Карчёва.

Выставка будет открыта для посетителей с 12 октября 2019 г. по 7 апреля 2020 г.