Основная выставка

Выставка "Фламандское искусство XVII века"

Фламандское искусство XVII века

На выставке, посвященной фламандскому искусству, представлены картины, скульптуры, изделия прикладного искусства и художественное оружие. Главным центром фламандского искусства  в XVII столетии являлся Антверпен.  Здесь жил Рубенс – «Апеллес нашего века», как его величали современники, мастер, чьё имя стало синонимом фламандского искусства XVII века. Творчество Рубенса наложило отпечаток на всю художественную культуру Фландрии XVII века. Хотя сам художник работал главным образом как  живописец, в орбиту его влияния были втянуты почти все виды изобразительных искусств – репродукционная гравюра, эстамп, искусство оформления книги, скульптура, различные отрасли художественного ремесла и даже архитектура. Эти виды художественной деятельности отчасти сосредоточились и в его антверпенской мастерской, превратившейся, по справедливому отзыву современника, в «своеобразную академию, где можно было достичь вершин искусства». Не случайно из мастерской Рубенса вышли или были с нею так или иначе связаны все крупные живописцы, а также многие известные граверы, скульпторы и мастера прикладного искусства Фландрии XVII века.  

Рубенс представлен на  выставке небольшой «кабинетной» картиной – «Уход Агари из дома Авраама». «Кабинетными» в XVII веке фламандцы именовали картины небольшого и среднего размера, создаваемые, в отличие от монументальных произведений, не для конкретного помещения и места, а, большей частью, для открытого рынка и служившие украшением «кабинетов».   Так называли в те времена  частные коллекции всевозможных редкостей, раритетов, диковинных вещей – от самых причудливых и необычных созданий  природы до дорогих изделий художественного ремесла и произведений изобразительного искусства.  Подобные «кабинеты», или, как их еще называли, «кунсткамеры», явились прообразами будущих картинных галерей в странах Западной Европы. В    XVII столетия  особенно много таких «кунсткамер» было  в Антверпене, где, по словам Рубенса, жило «великое множество» любителей живописи.

Преимущественно «кабинетные» картины и представлены на выставке. Антиверпенские живописцы, специализировавшиеся в области крупнофигурной сюжетной композиции (а к ним, в первую очередь,  принадлежал Рубенс и  художники из  его окружения, а также фламандские последователи Караваджо), нередко писали картины «кабинетного» формата, исполненные маслом на дереве или меди, реже на холсте (в первой половине XVII  века). Наиболее известные, крупные, мастера обращались к «кабинетной» живописи тем охотнее, чем больше появлялось среди заказчиков подлинных любителей-знатоков искусства, ценивших в картине не столько занимательность сюжета, сколько индивидуальность живописной манеры художника и виртуозность исполнения.

Кроме «Ухода Агари» Рубенса, другим превосходным образцом «кабинетной» живописи и одним из бесспорных шедевров выставки является   «Апостол Пётр», ранняя работа Антониса Ван Дейка, исполненная молодым художником, вероятно, в самом начале его пребывания в мастерской Рубенса, который  считал юного живописца «лучшим своим учеником». 

Жанровый диапазон «кабинетной живописи был велик. «Кабинеты» коллекционеров украшали картины на библейские, евангельские, аллегорические, мифологические и жанровые сюжеты, а также пейзажи, портреты, анималистические картины и натюрморты. В состав выставки включены образцы всех перечисленных жанров живописи. Нет только портретов. Правда, «Апостол Петр» Ван Дейка представляет собой изображение конкретного лица – Абрахама Графеуса, служителя антверпенской гильдии св. Луки,  который позировал многим антверпенским художникам.

В Антверпене XVII  века работало немало художников, посвятивших себя исключительно области «кабинетной» живописи. Они писали обычно яркие по краскам картины, с мелкими фигурами, имеющие «кабинетный» формат, и  работали как по заказам любителей искусства, так и для открытого рынка. Среди  мастеров «кабинетной» живописи на настоящей выставке  представлены: Луис де Колери , Франс Франкен II, Иероним Янсенс, Давид Рейкарт III,  Даниель Сегерс, Ян Брейгель Старший  и его внук Ян ван Кессель Старший, наконец, Давид Тенирс Младший.  Из всех названных живописцев только двое – Ян Брейгель Старший и Давид Тенирс Младший   –  снискали международную известность при жизни.

Ян Брейгель Старший был прирожденным мастером «кабинетной» живописи  по удивлявшему современников и граничащему с чудом мастерству передачи мельчайших деталей изображаемых предметов. Его картины воистину были подобны драгоценным ювелирным вещам.  Младший сын гениального Питера Брейгеля Мужицкого (1525/30—1569), Ян вошел в историю искусства под прозвищем «Бархатный», ставшим своеобразной оценкой его живописи.  Данное Яну за его пристрастие к ношению дорогой одежды, это прозвище закрепилось за художником еще и по причине особых свойств его живописи. Ведь только его картинам свойственно  ощущение нежной «бархатистости» живописной поверхности, которой Ян добивался виртуозным соединением разнообразных, тонко сопоставленных, звучных тонов в сияющую красочную гармонию. Брейгель Бархатный поражал  современников  широтой тематики своего искусства.  А, за исключением портретного, Брейгель работал во всех жанрах  «кабинетной» живописи. Данная выставка позволяет увидеть один из лучших его пейзажей, подлинный шедевр  «кабинетного» искусства – «Лесной пейзаж со сценой Отдыха Святого  Семейства на пути в Египет».

В историю живописи Ян Брейгель вошел и как Брейгель Цветочный. Именно он явился зачинателем цветочного натюрморта во фламандской живописи XVII  века, и во многом именно благодаря его искусству эта поэтическая разновидность натюрморта достигла в XVII  веке значительных высот и популярности. На выставке эта разновидность натюрморта представлена работой ученика Брейгеля Бархатного,  Даниеля Сегерса, одного из ведущих мастеров цветочного жанра.  «Гирлянда цветов вокруг  изображений  Младенцев Христа и Иоанна» была исполнена Сегарсом в сотрудничестве с живописцем фигур Томасом Виллебойртсом Боссхартом. А практика одновременного сотрудничества нескольких художников разных специальностей в исполнении одного произведения, пожалуй,  не была свойственна ни одной другой живописной школе   XVII  века в такой мере, как фламандской.  Рубенс, например, создавая свои картины, прибегал к помощи не только непосредственных учеников и подмастерьев, но и разного рода специалистов-сотрудников, являвшихся вполне самостоятельными художниками. На данной выставке представлены работы двух таких художников, сотрудничавших с Рубенсом,  –  Яна Брейгеля Бархатного  и Яна Вильденса. Правда, если Брейгель Бархатный был представителем исключительно  «кабинетной» живописи, то Ян Вильденс был мастером большого декоративного пейзажа. Декоративный пейзаж во фламандской живописи  XVII  века вообще получил преимущественное развитие. Особенно славились художники брюссельской школы, развивавшие жанр лесного пейзажа, видным мастером которого был Лодевейк де Ваддер.

Представлен на выставке и образец раннего пейзажа, еще тесно связанного с традициями искусства предшествующего века,   –   картина «Морской порт»  Пауля Бриля, художника, работавшего на рубеже эпох, XVI и XVII столетий, одного из крупных европейских пейзажистов, творческое наследие которого принадлежит в равной степени фламандской и итальянской школам живописи, поскольку молодым человеком он покинул родной Антверпен и обосновался в Риме, где оставался до конца своих дней.