Основная выставка

Зерцало Востока. Японское искусство эпохи Эдо (1603–1868) из собрания Государственного Эрмитажа

Впервые в выставочном центре «Эрмитаж – Выборг» будет представлена выставка произведений искусства Японии из собрания Государственного Эрмитажа, которая продлится

с 26 декабря 2020 года по 15 апреля 2021 года.

Для экспозиции отобрано почти 300 экспонатов изобразительного и прикладного искусства, созданных в XVII – первой половине XIX века. В связи с тем, что графика может находиться на свету не более двух месяцев, в конце февраля будет произведена полная замена гравюр: на ротацию подготовлен второй комплект из более 80 печатных листов.

Выражение «Зерцало Востока» (Адзума кагами), использованное в названии выставки, упоминается в исторической хронике XIII века, посвященной вооруженному противостоянию двух кланов во времена, когда военное правительство было отделено от императорской власти, и политический центр впервые был перенесен в восточный регион страны. Начиная с XVIII века речевой оборот использовался в названиях гравюр укиё-э, если в них изображался расположенный на востоке город Эдо (совр. Токио) и, если хотели подчеркнуть подлинность, правдоподобие изображенного.

Токио, политический, финансовый и культурный центр Японии, город небоскребов и высоких скоростей, возник на месте небольшой деревушки в начале XVII века волею талантливого полководца Токугава Иэясу (1543–1616), чье правление положило начало мирному периоду в истории страны, и олицетворением этой эпохи стала столица, им основанная. С 1603 по 1869 год город называли Эдо, а в обиходе часто именовали «Восточная столица», противопоставляя старой императорской столице Киото, находившейся в западном регионе. Именно в Эдо формировалась новая городская культура, связанная с ростом влияния купеческого сословия. Литература и искусство Восточной столицы, нормы поведения и морали, вкусы и пристрастия столичных жителей стали образцовыми для провинциалов и, распространяясь по стране, определили контуры эпохи, столь отличной от предыдущих. Строительство и обустройство города потребовало переезда из разных провинций художников и мастеровых, в чьих произведениях, как в зеркале, нашло отражение все своеобразие новой эпохи. Представленные на выставке экспонаты дают возможность взглянуть на жизнь горожан глазами их современников.

Основу экспозиции составляют гравюры укиё-э («картины быстротекущего мира»). В эпоху раннего Средневековья термин укиё имел религиозную окраску и под выражением «быстротекущий мир» понимался «бренный мир», к которому, согласно буддийскому учению, люди имеют душевную привязанность, препятствующую достижению просветления. К XVII веку смысл термина изменился, стал более поверхностным и подразумевал просто «изменчивый мир», наполненный быстро сменяющимися событиями. В литературе новая философия нашла отражение в популярных рассказах укиё-дзōси о любви и супружеских изменах, о перипетиях купеческой жизни. В изобразительном искусстве сформировался новый стиль, объединивший живопись на свитках и гравюру укиё-э («картины быстротекущего мира»), сюжетом для которых стала веселая, наполненная событиями жизнь горожан.

Первые черно-белые гравированные изображения появились в качестве иллюстраций к рассказам. Поскольку грамотность в среде горожан была широко

распространена, недорогие книги, изданные в технике ксилографии, пользовались постоянным спросом. В Эдо существовали публичные библиотеки, где за небольшую плату можно было воспользоваться любым изданием. Самостоятельным видом искусства гравюра стала в первой половине XVII века, когда изображения начали поступать в продажу отдельными листами. Подавляющее большинство печатной графики издавали в Восточной столице. Гравюры покупали для удовольствия, на память или как сувенир, чтобы отвезти в провинцию. До 1754 года печать оставалась монохромной, лишь иногда рисунок подкрашивали «от руки». Постепенно к ключевому блоку, с которого делали оттиск контурного рисунка, стали добавлять доски для печати цветными красками, что привело к возникновению полноценной полихромной гравюры нисики-э («парчовые картины»). Основными жанрами в гравюре были «изображения красавиц» (бидзинга) и «изображения актеров» (якуся-э), служившие рекламой знаменитым куртизанкам и новым постановкам театра кабуки. С конца XVIII века к ним добавились пейзажи и «изображения воинов» (муся-э). Каждому из жанров на выставке отведен отдельный зал.

Среди произведений прикладного искусства на экспозиции будут представлены доспех, мечи и элементы оправы мечей; часы, письменные принадлежности, утварь для пикника и застолий; предметы, использовавшиеся при проведении чайной церемонии, маски театра но и кёгэн; миниатюрные скульптуры-противовесы нэцкэ, лаковые гребни и шпильки для женских причесок. Внимательное изучение гравюр позволит обнаружить подобные вещи в изображениях.

Куратор выставки Анна Васильевна Савельева, зав. сектором Отдела Востока, хранитель коллекции японского искусства.

Авторы каталога – научные сотрудники Отдела Востока и Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа А. В. Савельева, Т. Б. Арапова, А. М. Боголюбов, Вс. Н. Образцов.


В соответствии с пунктом 1.35 Плана мероприятий Федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит опрос организаций для потребления потребности в кадрах в области информационной безопасности. Приглашаем заинтересованные организации принять участие в опросе и заполнить онлайн-анкету, размещенную в сети «Интернет» по адресу: https://itsecurity2020.vcot.info/

АНКЕТА по оценке качества оказания услуг        Независимая оценка качества оказания услуг организациями социальной сферы на сайте bus.gov.ru