Основная выставка

Монолог о раковине

Выставочный центр "Эрмитаж-Выборг"  представляет новую выставку "Монолог о раковине" из собрания Государственного Эрмитажа.

Раковины – одно из древнейших и красивейших созданий природы. Они обладают некой магической притягательностью, идущей из морских глубин и глубин веков. Представленные здесь раковины это древние украшения, и вероятнее всего, они составляли ожерелье. Самое интересное в таких ожерельях и таком поведении – это символичность. Возможно, человек хотел показать, что обладает властью, или сексуальной привлекательностью, или, что он принадлежит к определенной группе, или хотел защититься от злых сил.  Известно также, что еще в палеолите раковины использовались и в качестве амулетов, причем их клали в погребения, т.е. таким предметам, видимо, придавалось смысловое значение, связанное с загробным миром.

Итак, уже в древние времена раковины играли в духовной жизни человека некую важную роль.

С развитием религиозных представлений они стали наделяться определенным символическим смыслом. Раковина связывается с плодородием и плотской любовью. В ряде традиций раковина олицетворяет тело, под оболочкой которого взрастает жемчужина-душа. Раковина и жемчуг в христианском искусстве свидетельствуют о святости, и напоминают о пути к Царствию Небесному. Белая жемчужина стала символом чистоты Девы Марии. Кроме того, раковина морского гребешка служила отличительным знаком паломников, украшавших ею шляпы, котомки и одежду.

Искусство резьбы на раковине уходит в глубокую древность. В Средние века и в эпоху Возрождения в Европе работают великолепные резчики по раковинам, предлагая заказчикам камеи с религиозными и мифологическими сюжетами. Они создавали кубки со сложными композициями, которые служили предметами коллекционирования. Цель выставки – показать насколько привлекательно оказалось для человека это удивительное творение природы, и как оно в руках искусного мастера превращалось в произведение искусства, а форма раковины использовалась художниками на протяжении столетий.

Значительную роль в культуре, искусстве и философии сыграли раковины наутилусов и различных видов турбо (лат. Nautilus, Turbinaedae). Наутилусы (лат. nautilus – кораблик) называют «живым ископаемым», так как этот вид животных – современник динозавров и существует на земле, почти не изменяясь, 450 миллионов лет. Человек также наделил наутилус целым спектром символических значений. Прежде всего, он стал символом роста и обновления, так как моллюск постоянно растет и его раковина увеличивается за счет все новых камер. Раковина наутилуса – один из известных природных объектов, внутренние пропорции которого представляют Золотое сечение – идеальное выражение порядка и красоты нашей Вселенной. Древние греки видели в спиральной раковине наутилуса образ Космоса.

Еще задолго до основания Британской и Голландской Ост-Индских компаний (1600 и 1602) экзотические раковины привозили в Европу путешественники, купцы, моряки, приобретавшие эти диковины на рынках стран Индийского океана. «Раковиномания», начавшаяся, как и тюльпаномания в Голландии, быстро распространилась по Европе и продлилась гораздо дольше, нежели увлечение тюльпанами. Красота этих созданий природы восхищала художников. Многие крупные орнаменталисты и ювелиры воспроизводили их в своих работах.

Крупнейшими центрами ювелирного искусства в XVI-XVII веках, мастера которых создавали драгоценные оправы для экзотических натуралий, были Нюрнберг, Аугсбург, Амстердам. Кубки из раковин наутилуса помпилиуса (лат. Nautilus pompilius) – характерные образцы подобных кубков с полным набором образов водной стихии - гиппокампов, нептунов, тритонов, разных морских чудовищ. Рафинированная изысканность гравированных мотивов и чеканки на оправе соответствуют эстетической программе стиля этого времени.

Значительный раздел выставки посвящен экспонатам, выполненным из различных материалов в форме раковин и с их изображением. Наиболее ранние из представленных вещей относятся к античным временам. Тонко проработана чеканкой золотая заколка в виде раковины морского гребешка, найденная в Пантикапее (кат. 19).

В более поздние времена во всех европейских ювелирных центрах изготавливались кубки, фонтаны, чаши, солонки, корпусы которых имитировали раковины. Круглые или овальные, стоящие на ножках в виде фигур нептунов, гиппокампов, дельфинов, сверкающие позолотой, они были гордостью владельцев и украшали их поставцы. Как яркий образец подобных произведений отметим фонтан 1645–1650 Мельхиора I Гельба крупного аугсбургского серебряника. Это многосоставное сооружение, с фигурами морского божества, рака, нереиды и молодого Вакха. Как видим, образное решение фонтана, служившего сосудом для вина, подчеркивает его назначение. Здесь представлены мотивы водной стихии и изначально связанного с водой вина. Ярким образцом раннего барокко является кувшин в виде фантастического животного с собачьей головой. Выразительна пластика фигур и особенно надо отметить мужскую фигуру, держащую раковину, восходящую к нидерландскому или итальянскому бронзовому оригиналу.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Монолог о раковине», который можно приобрести в киоске выставочного центра.

Куратор выставки и автор вступительной статьи к каталогу:  заведующая сектором драгоценных металлов и камней Государственого Эрмитажа, доктор искусствоведения Марина Николаевна Лопато. 

Выставка будет открыта для посетителей с 27 апреля по 26 сентября 2019 г.