"Итальянский цикл" Ярослава Левченко

"Итальянский цикл" Ярослава Левченко


 


      Русские художники всегда испытывали особое чувство к искусству Италии. Это было вызвано многими причинами, но прежде всего тем, что именно Италия со времени Возрождения стала образцом для большинства европейских живописцев. И теперь, несмотря на определенные вопросы к самому Возрождению, как духовному явлению, этот интерес  сохраняется. Представленный петербургским художником Ярославом Левченко " Итальянский цикл" в этом убеждает. Выпускник монументальной мастерской А.А. Мыльникова представил на суд зрителя более десятка живописных полотен и несколько графических работ. 


     Чистое искусство, искусство, которое интересно только самому художнику и узкому кругу  его почитателей в настоящее время выжить не способно. Большие общественные заказы  почти сошли со сцены, или принимают слишком уродливые формы. Настало время поиска новых форм и путей. Перед нами- один из проектов, который, с моей точки зрения, нуждается в осмыслении и понимании.


А в том, что Ярослав Левченко уже сейчас является мастером своего дела,  сомнений нет. Хочется пожелать автору этого интересного живописного цикла большого успехов.


                                                      


 Михаил Аникин


  кандидат искусствоведения,


ст. н. сотр . Гос. Эрмитажа    


Заветы Школы – творческий завет.


         Речь идет о значимости высочайшего уровня художественной школы монументальной живописи Академии художеств – института имени И.Е.Репина в становлении мастеров древнейшего вида художественного творчества.  Великий русский художник Павел Дмитриевич Корин полагал, что «с народом надо говорить высоким ладом монументального искусства». Высокие традиции многотрудного высокопрофессионального искусства были продолжены и развиты в минувшее десятилетие выдающимся мастером, педагогом, вице-президентом Академии художеств,        Народным художником СССР Андреем Мыльниковым и его учениками. Именно по мастерской одного из них – профессора Сергея Николаевича Репина защитил свой диплом Ярослав Левченко. Мне довелось быть рецензентом у него и его молодых коллег на защите дипломных работ. Каждая из этих талантливых работ удостоилась высшей оценки. Но, быть может, классическая выветренность, гармония страсти и покоя, динамичных и статичных форм, создающих особую внутреннюю драматургию, больше всего проявилась именно в дипломе Левченко. Еще в студенческие годы его, судя по всему, пленило вечное, а стало быть, всегда современное совершенство классических форм, их торжественное взаимодействие, что рождало образ, исполненный сокровенного таинства и духовной значительности.


        Эти черты отличают и своего рода классическую, судя по истокам и принципам воплощения серию, являющую некий образный синтез, истоком которого стали немеркнущие образы старых мастеров. Содержание серии основано на аллегориях и символах, восходящих к средневековой эпохе и искусству Ренессанса и XVII века. Эти символы, явленные в отдельных предметах, обретали свой особый смысл в работах художников разных стран и разных эпох, что выражалось и в построении композиции каждого произведения, и ив сюжетной режиссуре, и в органической связи предмета с архитектурой.


        В произведениях Ярослава в живописи и в рисунке, в портретах. пейзажах, картинах религиозного содержания ощутимо достойное стремление сохранять «уровень истока», развивать его сообразно своему видению.


        Хотелось бы пожелать молодому художнику, обретая своё, сохранить замечательные великие традиции живописи, искусства, утверждающего ясность и торжество содержательных форм, гуманистическую сущность красоты.


 


 


Анатолий Дмитренко


Ведущий научный сотрудник Русского музея,


Кандидат искусствоведения,


Заслуженный работник культуры России    


 


 Начало XXI века вновь актуализировало вопрос о месте классического наследия в современной культуре. Эпоха массового тиражирования       шедевров мирового искусства заставляет воспринимать это наследие как совокупность узнаваемых образов, которые как бы изъяты из духовного контекста, в котором они задумывались, создавались и какое-то время функционировали. Восхищаясь непревзойденной красотой и гармонией, отличающей творения замечательных живописцев итальянского Возрождения или фламандского барокко, совершенством исполнения полотен старых мастеров, мы зачастую не осознаем подлинной сложности, многомерности содержания этих работ. Быть может, не случайно  петербургский художник Ярослав Левченко столь настойчиво и целеустремленно постигает природу недосягаемого совершенства великих произведений западноевропейского искусства в широчайшем хронологическом и стилистическом диапазоне – от Проторенессанса, в значительной мере принадлежащего средневековой готической и византийской традиции, до западноевропейского барокко и классицизма второй половины XVIII – начала XIX века.


 


 Кандидат искусствоведения,


Научный сотрудник Государственного Русского музея,


Член Союза художников России


Руслан Бахтяиров