Основная выставка

Стекло, которым любовались. Шедевры XVI – XXI веков из собрания Государственного Эрмитажа

"Стекло, которым любовались. Шедевры XVIXXI веков из собрания Государственного Эрмитажа"

Выставочный центр Эрмитаж ‒ Выборг

с 1 мая по 24 октября 2021 года

 

 

 

1 мая 2021 года в Выставочном центре «Эрмитаж ‒ Выборг» открывается выставка «Стекло, которым любовались. Шедевры XVIXXI веков из собрания Государственного Эрмитажа».

Экспозиция знакомит зрителя с лучшими произведениями западноевропейского и русского художественного стекла XVI – начала XXI века из фондов Отдела западноевропейского прикладного искусства и Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. В ее составе более 190 экспонатов ‒ изящная столовая посуда с филигранью, массивные стопы, декорированные искусной гравировкой, бокалы и кубки, вазы, изделия со вставками из стекла, мозаичные картины, стеклярусные художественные композиции ‒ иллюстрирующие различные этапы эволюции стеклоделия в Европе и России.

Стекло – удивительный по богатству декоративных возможностей рукотворный материал. Свойственные ему пластичность, прозрачность и возможность создания богатой цветовой палитры уже около пяти тысяч лет восхищают ценителей всего изящного. Хрупкие сосуды демонстрируют удивительное мастерство создавших их художников-стеклодувов, гравёров, живописцев. Произведения являются безмолвными свидетелями не только технологических достижений, но могут поведать заинтересованному зрителю об изменении эстетических вкусов и этикета своего времени.

Стеклянные сосуды с конца XV века являлись обязательной частью европейского столового этикета. Изделия стеклодува сравнивали по красоте с сосудами из золота и серебра, признавая за ними лишь один, но существенный недостаток – хрупкость. В эпоху Ренессанса моду на стеклянные изделия в Европе диктовали работы мастеров Венеции. Визитной карточкой венецианских художников-стеклодувов стали сосуды, украшенные изящной филигранной нитью. К подобным произведениям относятся чаша-тацца (tazza), а также тарелка и бокалы для вина венецианской работы.

Одними из самых ранних экспонатов на выставке являются предметы из знаменитой коллекции Александра Петровича Базилевского (1829 ‒ 1899), представителя старинного дворянского рода, дипломата. Посвятивший себя коллекционированию предметов западноевропейского прикладного искусства, он создал знаменитую на весь мир коллекцию памятников Средневековья и эпохи Возрождения, которая была приобретена по личному распоряжению императора Александра III для Эрмитажа. На выставке из собрания  А.П. Базилевского экспонируются фляга пилигрима и стопа с изображением императора Священной Римской империи и семи электоров.

Искусные работы венецианцев столь восхищали современников, что в XVI веке в разных странах открывались мастерские, изготавливающие по их образцу свои изделия в так называемом венецианском стиле ‒ façon de Venise. Среди них бокал на «крылатой» ножке (Нидерланды (?). первая половина XVII века), ведерко (Нидерланды (?). первая половина XVII века).

Искусство XVII–XVIII веков характеризуется динамичным, пышным стилем барокко. На экспозиции можно увидеть работы мастеров-стеклодувов Богемии – важнейшего центра стеклоделия после Венеции, переживающего особый расцвет в XVIII столетии. В витринах представлены великолепные вазочки, флаконы, бокалы, а также произведения из молочного стекла, имитирующего фарфор, с характерными для фарфора того времени росписями в стиле рококо (Табакерка с крышкой на шарнире (около 1770), Графин с пробкой (около 1775)). Поражают красотой исполнения стеклянные изделия, с декором в технике межстеклянного золочения, известной в Древнем Риме и возрожденной именно богемскими мастерами (Бокал с изображением сцен охоты на зайца и лису (около1725 ‒ 1740 годы); Стакан с изображением охотничьих сцен (около 1740 года)).

На территории Германии в это время практически в каждом регионе работали свои центры по производству стекла. Их продукция отличалась разнообразием форм и декоративных приемов украшения изделий, например, особенностью работ силезских граверов середины XVIII века является изумительно тонко проработанный в деталях рисунок. К ним относятся экспонируемые вазочки для десерта с изображением пасторальных и охотничьих сцен.

Еще одной страной, где стеклоделие было важной традиционной отраслью производства, была Испания. Здесь художественные вкусы двора и знати ‒ основных заказчиков предметов прикладного искусства, были ориентированы на европейские образцы. На выставке представлены ваза-кружка, сосуд для ароматной воды, кувшины, исполненные испанскими мастерами XVII ‒ XVIII столетий.

В России реформы Петра I (1672 ‒ 1725) способствовали быстрому проникновению европейских традиций в повседневный быт. Строительство Санкт-Петербурга благоприятствовало открытию новых производств. В конце тридцатых годов XVIII века был создан Петербургский стеклянный завод. Его продукция предназначалась для императорского двора. На выставке можно увидеть Кубок «Большого орла» с вензелем «ЕР» (1741 ‒ 1761); Кубок с изображением боя с турками (около 1774 года) и другие. Изготовление цветного стекла стало отличительной особенностью русского стеклоделия второй половины XVIII –XIX веков. Основоположником этого направления считается Михаил Васильевич Ломоносов (1711 ‒ 1765). В результате опытов ученого была разработана рецептура для разнообразных оттенков цветного стекла, из которого составлялись мозаичные картины или изготавливались стеклярусные панно. На выставке представлен редкий образец мозаичного искусства того времени, дошедший до нас – мозаичная картина «Апостол Павел» (1769), а также стеклярусное панно «Вид усадьбы» (середина XVIII века). Оба произведения сделаны на Усть-Рудицкой фабрике (село Усть-Рудица, Копорский уезд Санкт-Петербургской губернии), созданной по прошению М.В. Ломоносова для изготовления разноцветных стекол, смальты, бисера, стекляруса.

В 1777 году в России князь Г. А. Потемкин реорганизовал деятельность Санкт-Петербургского стеклянного завода, вывел его в один ряд с лучшими европейскими производствами по качеству продукции. Среди предметов этого времени Компотница с крышкой из золотого рубинового стекла, особенно ценившегося при дворе императрицы Екатерины Великой. В начале XIX века мастера завода прославились производством не только столовой утвари, но, в первую очередь, декоративных ваз и осветительных приборов из хрустального стекла. На выставке экспонируются две парные вазы с бронзовыми ручками из темно-зеленого стекла (1810-е годы), ваза-чаша с ручками в виде змей из бесцветного хрусталя (1810 ‒ 1820 годы), ваза-чаша с ручками в виде птиц из золотого рубинового стекла (1810 ‒ 1820) и другие.

Середина – вторая половина XIX века для европейского и русского стеклоделия стали периодом художественного поиска. Мастера, работавшие в традициях эпохи историзма, черпали вдохновение в искусстве прошлого. Разнообразие декоративных решений нашло воплощение в многочисленных предметах из стекла, среди которых ваза в форме лампы для мечети (1878) – произведение выдающегося французского мастера художественного стекла Филиппа-Жозефа Брокара (1831 ‒ 1896), предметы из сервиза императорской яхты «Держава» (Императорский стеклянный завод, 1871 ‒ 1873) в декоре которых использован орнамент в виде плетеных канатов, якорей, цепей, а также русско-византийские мотивы.

В эпоху модерна стеклоделие переживает период наивысшего расцвета. Предметы, созданные Эмилем Галле (1848 ‒ 1904), выдающимся французским мастером, стали эталоном вплоть до начала Первой мировой войны, на несколько лет прервавшей развитие этого вида декоративно-прикладного искусства. В своем творчестве Эмиль Галле опирался на опыт предшественников. В его изделиях угадываются традиции венецианского стеклоделия, хорошее знакомство с искусством Китая и Японии. Наибольший успех сопутствовал вазам из многослойного стекла с тончайшими цветовыми переходами, среди которых представленные на экспозиции: ваза c изображением орхидеи (художник Э. Галле. 1895 – 1896), ваза с крышкой, с изображением цветов и листьев лотоса (художник Э. Галле. 1897), а также вазы с изображением папоротника и с изображением примулы, созданные в начале XX века на мануфактуре Эмиля Галле в Нанси (Франция).

Отдельный раздел экспозиции рассказывает о творчестве западноевропейских и российских мастеров второй половины XX и начала XXI века. Масштабная реорганизация производства художественных изделий из стекла пришлась на 1960-е годы. Именно тогда было заложено основание студийному стекольному движению, актуальному в наши дни во всем мире. В 1970-х годах к нему присоединилась и Россия. Мировое студийное стекольное движение окончательно утвердило ведущую роль художника в создании произведения, но потребовало от него профессиональных навыков в работе с материалом. Благодаря этому движению за прошедшие десятилетия появилось много новых ярких имен, среди которых чешский скульптор Павел Глава (1923 ‒ 2003), шведский художник Бертиль Валин (р.1938), потомственный венецианский мастер Алессандро Мандрузато (р.1970). Произведения этих мастеров включены в состав нынешней экспозиции. Работы мастеров стеклоделия, созданные в России в 1990 – 2000-х годах, отличаются нестандартным подходом в постановке композиций, организации пластических объемов, цветовых решений. На выставке можно увидеть декоративные композиции «Золотой папоротник» (1989), «Волна» (конец 1980-х), «Кот» (1989), «Ручей» (2000), панно «Праздник» (2012) и другие произведения.

Предметы декоративно-прикладного искусства со вставками из стекла, среди которых карманные часы, миниатюрные флаконы для духов, пряжки, применяемые для декора обуви, а также костюмы, украшенные великолепными вышивками стеклярусом и бисером, являются своеобразным дополнением экспозиции.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк) и Отделом истории русской культуры (Заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров) Государственного Эрмитажа.

Кураторы выставки Елена Анатольевна Анисимова, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа и Татьяна Николаевна Панкова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры.

К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XX веков в собрании Государственного Эрмитажа».

Авторы вступительных статей к каталогу: Е.А. Анисимова, Т.Н. Панкова ‒ «Стекло, которым любовались. Шедевры XVI-XX веков в собрании Государственного Эрмитажа»»;  Е.А. Анисимова ‒ «Художественное стекло в собрании Государственного Эрмитажа».

 

 


В соответствии с пунктом 1.35 Плана мероприятий Федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит опрос организаций для потребления потребности в кадрах в области информационной безопасности. Приглашаем заинтересованные организации принять участие в опросе и заполнить онлайн-анкету, размещенную в сети «Интернет» по адресу: https://itsecurity2020.vcot.info/

АНКЕТА по оценке качества оказания услуг        Независимая оценка качества оказания услуг организациями социальной сферы на сайте bus.gov.ru